30.10.2017

Игорь Николайчук: «Что ни соперник, то имя».

Городские новости. Павел Катцын. Игорь Николайчук: «Что ни соперник, то имя».

«Красный Яр» стартовал в Европе с сенсационной победы над «Стад Франсе», второй матч у яровцев не получился. Крупное поражение от «Эдинбурга». Но вся борьба в Кубке Вызова ещё впереди. До 1 ноября регбистам и тренерскому штабу был предоставлен небольшой отдых. Самое время проанализировать европоединки, что мы и сделали с главным тренером «Яра» Игорем Николайчуком.

 - Какие эмоции испытывали перед первым поединком в групповом этапе еврокубка в истории «Красного Яра»?

- Ожидали тяжёлый матч. Очень хотелось показать себя. Первый матч еврокубка, ещё и на родном стадионе. Самое главное было выйти и сыграть так, как умеем.

- За день до встречи «Красного Яра» со «Стад Франсе» другой французский клуб «Бордо» преподал регбийный урок «Енисею-СТМ». Не было таких мыслей, что сейчас выйдем и сто очков получим.

- Моё мнение, «Енисей-СТМ» на «Бордо» не настроился, как надо. Может, решили, что соперник приехал не в сильнейшем составе и надо обыгрывать. Против оппонентов такого класса настрой и концентрация очень важны. Играть в Европе не на максимуме бесполезно. Шансов на положительный результат не будет никаких.

- Показалось, что «Красный Яр» слишком уж легко преодолевал сопротивление обороны «Стад Франсе».

- Ребята вышли на поле с таким желанием, что их невозможно просто было удержать. Плюс мы постарались играть так, чтобы французы не могли использовать свои сильные стороны. А для этого нужно было лишить их мяча. Вы сами видели, что было, когда мяч оказывался у «Стад Франсе». Следовала контратака на невероятной скорости. Главным было не ошибаться, соперники такого уровня наказывают за любую оплошность, что мы и видели на примере «Енисея-СТМ». Такая игра, конечно, очень энергозатратна, но ребята выдержали и установку выполнили от и до.

- Меня лично впечатлил Андрей Маху. Очень здорово он сыграл с французами. Согласны?

- Андрей очень хороший игрок, профессионал. Жаль, что в чемпионате страны не играл из-за лимита на легионеров, но он горел желанием выйти на поле, готовился, держал себя в форме. У него есть опыт игры в Европе. Выступал в Румынии в «Тимишоаре», за итальянский «Цебре». Он молодой, перспективный регбист, таранного типа. Хорошие габариты, на поле отдаётся игре без остатка.

- Но ведь удивительно, что Маху весь сезон не играл, а потом выходит в таком важном поединке и так здорово себя проявляет.

- Многое зависит от самого игрока. Андрей переживал, конечно. Трудно быть готовым и не играть. По общефизическим данным он был в полном порядке. Но я немного сомневался, стоит ли выпускать его с французами, давно у Маху не было игровой практики. Но всё сложилось хорошо. Он здорово себя проявил. У Андрея получается быть лидером.

- Когда в концовке матча со «Стад Франсе» Лаша Малагурадзе забил штрафной и довёл преимущество до 10 очков, Вы поняли, что это победа или боялись радоваться до финального свистка?

- С одной стороны преимущество было большим, с другой — мы не знали, сколько судья добавит. Регби такая игра, что можно и победить, и уступить за считанные минуты. Французы — команда мирового уровня. Они могли занести ещё одну попытку. Игра продолжается до технической потери, когда уже время вышло. Нарушаешь если, соперник всё равно продолжает атаковать. Вспомните прошлогодний финал чемпионата страны, когда мы упустили титул за несколько секунд. Банальность, но матч заканчивается с финальным свистком, до него ты не выиграл, и не проиграл.

- Перейдём к поединку с «Эдинбургом». Неудачное начало встречи — это отголоски победы над «Стад Франсе» или всё-таки высочайший класс и большая разница в мастерстве с соперниками?

- Нам не хватило глубины состава. В идеале должно быть 30-35 игроков примерно равного класса. Так у шотландцев 40 таких человек. Второй момент, играли номинально дома. Но всё-таки на выезде, состоялась бы игра в Красноярске, всё могло сложиться по-другому. Ну и третье, на игроков свалился большой груз ответственности после победы над французами. Все об этом говорили, писали. Теперь от «Красного Яра» ждали успеха независимо от соперника. Также, считаю, вышли на поле не такими настроенными, как со «Стад Франсе», не удержали планку. Оппонент, конечно, хорош. Так в сборную Шотландии вызвано 13 регбистов из «Эдинбурга». Это мировой уровень. Но бороться и биться с этой командой можно и нужно, если показать свой максимум. Подобного рода поединки очень полезны для игроков сборной России. Когда соперничаешь с такими оппонентами, сам растёшь. Ребята должны поверить, что они могут играть на равных с такими командами, что могут догнать их в мастерстве.

- Чтобы догнать их в мастерстве, надо с «Эдинбургом» играть не раз в год, а, как минимум, каждые две недели, в чемпионате же страны такого уровня конкуренции нет.

- В России неплохой чемпионат, но есть факторы, которые мешают развитию. Первое — это судейство. Нас здесь приучают к грязной игре. Попадая в Европу, нам нужно перестраиваться и на другой арбитраж в том числе. Второе, мне бы очень хотелось, чтобы в еврокубке выступали, как можно больше русских ребят. Но когда ты хочешь взять в каком-либо клубе человека для усиления, тебе отказывают. Уж не знаю почему, может обида на «Красный Яр» какая-то. Повторюсь, чтобы игроки росли, нужно как минимум, 30 равноценных игроков, которые конкурировали бы между собой за место в старте.

- У европейских грандов вообще есть деление на первый-второй состав? Ведь там достаточно высококлассных регбистов, сегодня играет один, завтра другой, находящийся в лучших кондициях.

- У них есть обойма. Опытные мастера. Есть ребята на подходе. Академии прекрасно работают. Восемнадцатилетние парни есть, уже готовые выступать на высочайшем уровне. У нас же между школой и взрослой командой большая дистанция. Игрокам из школы нужно ещё лет пять, чтобы адаптироваться в основном составе.

- Вы говорите об академиях, но ведь в той же Шотландии регби очень популярно и таланты ищут и готовят по всей стране, у нас же фактически в одном городе, как конкурировать?

- Ни в этом главная проблема. Возьмите футбол. Вроде повсюду его развивают, стараются, а на выходе 20 человек для главной команды, способных решать большие задачи, не можем найти. Можно и в одном Красноярске выращивать классных игроков. Пример, Саша Ильин 1997 года рождения. У него путь в главную команду получился короче, чем у сверстников. В этом сезоне проявил себя здорово, в нескольких матчах сыграл отлично. Теперь ему надо пройти испытание популярностью, не останавливаться, работать, тогда есть все шансы вырасти в высококлассного регбиста. Ещё о лимите на легионеров. Это понятно, что должны играть россияне, но тут ещё такой нюанс, что наша молодёжь учится у иностранцев. Новозеландцы, тонганцы очень многое дали молодым ребятам из «Красного Яра». Выступление в еврокубке в любом случае, огромный плюс для каждого регбиста «Красного Яра», мы ещё и в группу попали такую, где, что ни соперник, то имя. Все три команды представляют столицы своих стран. Мы не по маленьким городкам ездить будем, а по регбийным столицам. Всё в совокупности даст нам возможность для роста. И клубу в целом, и игрокам.

- Когда футбольный ЦСКА попал в группу с «Манчестером Сити» и «Баварией» в Лиге Чемпионов, его главный тренер Леонид Слуцкий сказал, что оказался в космосе. У Вас не было таких ощущений, когда узнали с какими клубами предстоит соперничать на групповом этапе?

- Ощущения космоса не было. Это такие же люди, не нужно соперника никогда бояться. «Красный Яр» - не пустой клуб, у него тоже есть имя. Называть соперников космическими — это, как сразу расписаться в своём бессилии. Космос должен быть внутри тебя. Когда Юрий Гагарин туда летел, он не знал как будет, но он собрался и сделал. Так и в клубе, нужно собрать всех игроков воедино, чтоб они стали кулаком, способным пробить стену. На поле 15 человек, один выпадает и всё. Соперник такого класса это использует. А вот когда все 15 будут едины, тогда и появится коллектив, способный покорить этот самый космос. Не нужно превозносить соперника. Относиться нужно к грандам с уважением, но не преклоняться.

- Вы уже говорили о судействе в России и в Европе. Я дилетант, но мне показалось, будто мы в чемпионате страны играем по каким-то другим правилам.

- Судейство в России действительно отличается от европейского. Арбитр не должен быть самой яркой фигурой матча. Его вообще не должно быть видно, но при этом он обязан всё контролировать. Судья должен знать все нюансы, как та или иная команда играет, и где она может нарушать, предугадывать это. Арбитр обязан быть последовательным. Если с первых минут свистнул какое-либо нарушение, до конца матча должен подобные фиксировать. Вот Валерий Цнобиладзе взял с французами соперника за лицо, получи 3 недели дисквалификации. В России тяжело себе такое представить. Арбитра вряд ли когда признают неправым, наоборот, будут защищать. Вот и получается у нас такое регби, с большим количеством нарушений, на которые не обращают внимание.

- Насчёт финала с «Енисеем-СТМ». Моё мнение, противостояние было проиграно в первом тайме стартового матча, когда Малагурадзе не точно бил штрафные. Забей он их, и всё могло сложится по-другому.

- Дело не в промахах Малагурадзе. Первый матч мы проиграли не из-за него, а из-за огромного количества брака. Перед вторым поединком было сказано исключить нарушения. Не получилось. Со штрафных получили девять очков, причём с совсем не нужных штрафных, не было в тех ситуациях никакой необходимости фолить. А уступили по итогам двух встреч четыре очка. Вот и считайте. И ещё, играть надо всегда до свистка арбитра, не думать, что скажет судья, он сам решит, а ты доиграй до конца. Вот чем и отличаются европейские команды, они не думают, как может быть, они делают здесь и сейчас. Игрок должен отвечать только за себя, и выполнять то, что должен.

- Если бы можно было изменить: выиграть чемпионат, но уступить «Стад Франсе», что бы выбрали?

- Ничего уже не изменишь. В чемпионате мы вторые, это разочарование конечно, но поединок с французами был шансом немного реабилитироваться перед болельщиками. «Красный Яр» должен был показать чемпионскую игру. Мы это сделали.

РУБРИКА: ПРЯМАЯ ПОДАЧА

АВТОР: ПАВЕЛ КАТЦЫН